Максимов Николай Иванович

Пороху Николай Иванович Максимов понюхал ещё на действительной службе, куда его призвали из родной Новой Ерыклы. Служил в Монголии водителем на ЗИС-5. А тут бои на Халхин-Голе подоспели. Рану-то получил, можно сказать, по своей глупости. Наткнулся на раненого японца, решил его добить. А получилось так, что тот первым выстрелил. Пуля прошла в нескольких сантиметрах от сердца, задев рёбра. Пролежал недели три в госпитале и — дослуживать. В 1939 году вернулся домой. Устроился в МТС трактористом. На войну с немцами попал из Челябинска в июне 1945, где учился на машиниста паровоза. А была эта война во много раз страшнее, чем та, в Монголии. Рядовой Максимов снова получил в распоряжение ЗИС-5. Возил топливо для танков. Заправится на базе и в часть, частенько попадал под «артиллерийские салюты» и самолётные бомбёжки. Боевой путь его пролегал от Москвы до Курской битвы. Уже после неё их часть попала в окружение. Сжёг Николай машину, чтоб она не досталась немцам, а сам в овраг. Думал отсидеться до темноты. Но не получилось. Нашли его немцы. Какой путь был до концентрационного лагеря, Николай Иванович не рассказал, а вот о своём существовании в немецком плену в городе Витава, что в Прибалтике, поведал почти с документальной точностью. Немцы считали пленных за скотов, и отношение к ним было таковым. С той поры на спине у Максимова осталась отметина: конвой постоянно тыкал ему в спину: «Шнель, шнель!». Может так бы и сгинул он как многие узники, да хорошо, что литовец работал в лагере, его подкармливал. Принесёт еду, спрячет в опилках и знаками показывает Николаю. Рискованное это дело было. Если бы конвойные заметили обоих под расстрел пустили бы. Два раза пытался Максимов бежать с друзьями по неволе. Первый раз на партизанских связных вышли, те направили дальше в лес. По пути на жандармов напоролись. Второй раз тоже неудачно бежали. 75 беглецов поместили в лагерь-изолятор. Работа была изнурительная. Изо дня в день грузили в вагоны колючую проволоку. Один моток весит 32 килограмма. Для полуживых пленных это было на пределе возможностей. Потом вчетвером вместо лошадей большущую бочку с водой возили. Впрягались в повозку и с подъёма до отбоя этой упряжи. В 1944 году наших лагерников освободили. Но на этом испытания на закончились. Куда отправили остаётся только догадываться. А их, оставшихся 800 человек, куда-то повели. - Подошли к оврагу, ну, думаю, всё, сейчас и нас в расход. И до того обидно стало. Сколько испытали, а от своих погибнуть. Но пронесло. Прибыли на место, в какой-то посёлок. Нас 12 человек водителей отобрали. На машине войну и закончил, - вспоминает Николай Иванович. Часто рассказывает о войне ветеран. Слушать его есть кому. С женой Зинаидой Фёдоровной нажили они большое «богатство». У них семь детей, 18 внуков, 10 правнуков.


Просмотр фотографий и орденов [1] [2] [3] [4] [5]





Страницы

Красноборск

История нашего села богатая. В собрании Ульяновского Художественного музея хранится интересная картина, так называемая парсуна Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. А село наше называлось Собакино. Существует ли связь? В «Хроники села Собакино», изданной 1906 году в «Историческом Вестнике», есть такой эпизод: в 40-х годах ехал в Астрахань купец В. Собакин, по дороге остановился в селе боярина Соковина, дочь которого позже станет его женой.Далее...

Hosted by uCoz